Ценовой сговор среди казахстанских птицеводов: реальность или страшные сказки?

24-03-2014, 10:53
Ценовой сговор среди казахстанских птицеводов: реальность или страшные сказки?Одним из важнейших вопросов, затронутых на отчетном годовом собрании Союза птицеводов, судя по оживлению в зале, стоит считать продолжающуюся тяжбу с Агентством по защите конкуренции (АЗК). Дадим слово временно проигрывающей стороне – птицеводам, которых антимонопольное агентство, пользуясь фразеологией присутствовавших, превратило чуть ли не во «врагов народа». В ситуации попыталась разобраться корреспондент ИА «Казах-Зерно».

Поэтому неудивительно, что эмоциональное выступление Константина Мякотина, президента АО «Северптица», наиболее пострадавшего от этих баталий, напоминало фронтовую сводку:

- Вот уже год, как мы заняты изматывающими судебными тяжбами с антимонопольным ведомством и его региональными инспекциями. Как ветеран этих битв, сформулирую мнение: признать неправым в суде госорган практически невозможно. Как нам казалось, аргументы нашей защиты оказывали влияние на решения суда, мы даже заручились поддержкой прокуратуры, но, тем не менее, все суды первой инстанции закончились не в нашу пользу.

Итак, каковы же основные претензии, предъявляемые казахстанскими производителями яиц и диетического мяса к антимонопольщикам?

- Неправильное определение границ товарного рынка. «Законодательство четко гласит – при выявлении соответствующих нарушений со стороны хозсубъектов должны быть четко определены границы товарного рынка. По какому-то недоразумению антимонопольные инспекции трактуют их строго как административные границы областей. Хотя у нас есть четкая трактовка – наш рынок как минимум вся территория страны, а со времени начала работы Таможенного союза – еще и территория России и Беларуси, - утверждает господин Мякотин.

- Введение птицефабрик, которые фактически являются субъектами малого и среднего бизнеса, в реестр доминантных субъектов, и соответствующие санкции за нарушения – не имеет оснований, - продолжает производитель. - Где в антимонопольном законодательстве сказано, что яйцо - это какой-то специфический товар, который требует при производстве какого-то лицензионного обоснования, это не недродобыча и не производство энергоносителей. Его можно получить на любом домашнем подворье. Давайте доведем идею до абсурда – признаем доминантами и предприятия промышленного птицеводства, и бабушку, торгующую на рынке.

«На заседании в центре защиты конкурентной политики я высказал эти идеи, и, как мне кажется, был услышан представителями Национальной палаты предпринимателей. Они готовят открытое письмо на эту тему в Мажилис и правительство, но мой оптимизм остудили – в любом случае это произойдет не раньше октября. А до этого момента, как я понял, антимонопольщики будут продолжать гнуть свою линию и загонять наши предприятия в реестр. И если им это удастся, то ни о каком сезонном повышении цен на яйцо говорить не приходится, коль скоро ты попал в реестр. Бдительные антимонопольщики выпишут штраф на изъятие 10% не то что с дохода – с оборота! А начиналось все поэтапно – со штрафа в три миллиона, потому что запятую не там поставили, потом еще три миллиона, потом это стало перерастать в десятки миллионов. Никто не хочет и слышать о том, что закон обратной силы не имеет, и сейчас ввели в реестр предприятия задним числом в 2013 году по итогам 2012 года. Как это возможно?» - продолжаем мы цитировать президента АО «Северптица».

- Непрозрачность и ошибочность расчетов АЗК. Представьте, за некоторые месяцы антимонопольщики выписали нам штрафы – и они неоднократно подчеркивали это в суде – исходя из своих представлений, внутренних инструкций, которые разглашению не подлежат. А в итоге деятельность этого тайного общества выливается в серьезные и необоснованные финансовые потери. И другие параметры по их расчетам – себестоимость, возможная доходность, средняя цена – не соответствуют даже официальным статданным. Нанятая нами компания нашла серьезные ошибки и в формулах, которыми они с судом все-таки поделились, и в расчетах. А вот тот непреложный факт, о котором мы все время трубим и через Союз птицеводов, и через МСХ, что яйцо - это продукт, в полной мере подверженный фактору сезонности, все игнорируют. Ведь даже по официальным статданным, цена, сложившаяся в октябре, ноябре и декабре прошлого года, не была выше. Антимонопольщики приводят цифру 222 тенге, а, насколько мне известно, у большинства птицефабрик потолок не превышает 190 тенге оптовой реализации», - утверждает Константин Васильевич.

Под бурные аплодисменты собравшихся к защите птицеводов присоединился и министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков:
- Это действительно очень болезненная тема: Агентство по защите конкуренции своей деятельностью подобно слону в посудной лавке только мешает работе такой проблемной отрасли, как птицеводство. Я говорю проблемная потому, что у нас довольно серьезная зависимость от импорта мяса птицы, и с таким положением вещей мириться нельзя. Уж где-где, но в птицеводстве у нас с конкуренцией все хорошо – и среди наших отечественных производителей, не говоря уже о зарубежных поставщиках, просто невозможно заподозрить кого-то в главенствующем положении. Мы очень настороженны таким неприкрытым вмешательством и будем на сколь угодно высоком уровне доказывать такие факты и требовать прекращения этой вредной для сельского хозяйства в целом деятельности.

Ну что же, и министра, и директоров птицефабрик можно понять – государство с трудом и затратой больших финансовых средств возродило эту отрасль, а теперь по милости антимонопольщиков отечественных производителей разоряют штрафами. Для того чтобы остаться на плаву, у птицефабрик, скорее всего, не будет иного выхода, кроме как вложить штрафы в цену товара, что, естественно, приведет к ее повышению. Навряд ли этому обрадуются потребители, интересы которых так рьяно защищают в АЗК, а вот зарубежные поставщики заполнят наши рынки своей продукцией в мгновение ока и за здорово живешь. И как тогда будет с формированием равного доступа к рынкам и формированием конкурентной среды? Зачем она, среда эта, по большому счету, нужна без того, чтобы отечественный товаропроизводитель участвовал в реализации своей продукции на равных? А ведь даже российский ФАС (Федеральное антимонопольное агентство) не признал в факте сезонного повышения цен своих птицеводов ценового сговора. У них, получается, законно учитывать в цене реализации фактический рост издержек, а у нас нельзя?

Наверное, соломоново решение этих вопросов предложил гендиректор ПК «Ижевский» Ибрагим Даутович Жангуразов. Во-первых, он считает, что нужно изменить критерии отнесения предприятия к крупному бизнесу – определить их как 1000 работающих и 3 млн. МРП, что исключит для птицефабрик возможность появления реестре доминирующих субъектов. А во-вторых, пп. 1 ст. 2 Закона РК «О конкуренции» необходимо изложить в следующей редакции: «Параллельные действия субъектов рынка, совершенные в течение тремесячного срока - а для производителей сельхозпродукции совершенные в течение финансового года, в результате которых каждый из субъектов рынка получил выгоду, которая не предполагалась в результате отсутствия согласованных действий». Так что только более длительный временной промежуток учета финансовых затрат субъектов этой специфической отрасли спасет наше сельское хозяйство.


kazakh-zerno.kz





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.