Кризис в российском птицеводстве: повышение цен или тихая смерть фабрик

18-11-2013, 09:55
Кризис в российском птицеводстве: повышение цен или тихая смерть фабрикЛенинградская область удерживает лидерство среди российских регионов по производству куриного яйца. Однако в последнее время отрасль испытывает экономические трудности в связи с ростом цен на зерно, тарифов естественных монополий и политики крупного ретейла. За предыдущий год ряд предприятий были вынуждены сократить производство. В связи с этим продукция птицефабрик дорожает. О кризисе птицеводстве, росте цен на яйца и поздних мерах поддержки государства – в материале «ФедералПресс».

Осенью 2013 года в ряде регионов России наблюдается повышение цен на яйца. Производители и представители розничных сетей говорят о том, что это связано с сезонным характером и ростом цен на комбикорма. По словам председателя общественной палаты Ленобласти Юрия Трусова, в последние годы птицефабрики работают в сложных условиях. «С 1 июля электроэнергия повысилась на 30 % в цене, газ – на 15 %. При этом долгое время цена на яйцо оставалась неизменной, а птицефабрики фактически работали себе в убыток и несли огромные потери», – сказал он.

Птицеводы опасаются, что снова пойдет в рост цена на зерно, что увеличит себестоимость товара, при том что уже летом у многих была убыточность на уровне 15 %. «Растут цены в стране не только на зерно, но и на другие компоненты кормов. Сегодня мы располагаем месячным запасом зерна, остальное закупается и привозится. Но у нас в России без трудностей, видимо, жить невозможно и неинтересно. Последние субсидии на удорожание были выплачены, но этого недостаточно для птицефабрик. На мой взгляд, собрав урожай зерна надо обеспечить потребность на своем рынке, а потом продавать. У нас в России почему-то все наоборот. Пшено в области стоит 9,3 тыс. рублей за тонну, кукуруза – 8,2. И зерно будет и дальше дорожать. Всплеск будет в феврале-марте», – предсказал на пресс-конференции начальник отдела развития пищевой, перерабатывающей промышленности и рыночной инфраструктуры комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти Виктор Кобяков.

С сентября прошлого года цена на зерно стала расти. В феврале этого года стоимость тонны зерна увеличилась до 12 тыс. рублей, в то время как еще осенью прошлого года она составляла 6 тыс. рублей. «Зерно – основная часть комбикорма. Фабрики выжили за счет того, что брали в долг, кредиты. Сейчас они должны миллиард рублей заводам. И выхода не осталось – либо поднимать цены, либо тихо умирать. Две фабрики уже умерли. У нас очень пессимистичный прогноз для цен на зерно. Планируемого урожая в этом году не получили. Люди не могут до бесконечности покупать яйца по такой цене. Сейчас средняя отпускная цена – 45 рублей за десяток. А должна быть около 70 рублей. Но мы так не делаем. Если компенсировать фабрикам потери и прекратить рост цен на электроэнергию, то цены снизятся», – отметил Юрий Трусов.

В прошлые годы цены на яйца колебались несколько раз под влиянием спроса. «К Новому году яйцо традиционно дорожало, затем в январе, после Рождества, несколько снижалось в цене, снова росло к Пасхе, летом опять дешевело. И дорожало только осенью, когда люди возвращались из отпусков. В этот раз в январе-феврале снижения может и не произойти», – добавил глава общественной палаты.

Он считает, чтобы остановить рост цен на яйца на Северо-Западе, необходима поддержка государства в размере 8 млрд рублей: «В этом году птицефабрики и предприятия свиноводческого комплекса получили от государства 650 миллионов рублей. К сожалению, государственной поддержки птицеводам хватит только на поминки. Чтобы остановить рост цен на яйца, необходимо около 8 млрд рублей в год».

«Для сохранения производства яиц в Ленинградской области на нынешнем уровне птицефабрикам необходимо 1,2 млрд рублей ежегодной господдержки», – добавил гендиректор птицефабрики «Синявинская» Никита Мельников.

По словам гендиректора, при существующей отпускной цене на комбикорма к Новому году рост отпускных цен на яйца может составит 10 % к нынешнему уровню цен. «Я могу говорить только об отпускных ценах, потому что не знаю, какие цены будут выставлять сети. В следующем году при идеальных условиях будет наблюдаться нулевая динамика роста производства яиц. Мы останемся на том же уровне. Но я считаю, что того, что мы производим, хватит для того, чтобы обеспечить Санкт-Петербург и Ленобласть в полном объеме. Однако кто сказал, что цены на яйца в России должны быть ниже, чем в Европе? Там яйца за десяток стоят 2,2 евро. При том, что в Европе и тариф на электроэнергию ниже. Уровень поддержки сельского хозяйства у нас только в СМИ. Ситуация с зерном просто катастрофическая. Яйца – национальный продукт. У нас нет импортных яиц на территории России, а уровень поддержки сельского хозяйства у нас только в СМИ», – сказал Никита Мельников.

Вместе с тем, Юрий Трусов отметил, что в России на сельское хозяйство отпускается 1 % бюджета, а на Западе нет ни одной страны, которая тратит меньше 10 %.

В сентябре сельхозпроизводители Ленобласти обнародовали открытое письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева. «У нас создается впечатление, что к вам не пропускают информацию о действительном положении дел в сельском хозяйстве, особенно на Северо-Западе России, – говорилось в послании. – С большим сожалением мы вынуждены констатировать, что сегодня практически все сельхозпредприятия-участники проекта «Развитие АПК» находятся в тяжелейшем финансовом положении. И причина этого – не столько климатические катаклизмы, сколько политика, которую в последние годы проводит правительство России по отношению к сельскому хозяйству вообще и северо-западным регионам особенно».

На обращение прямого ответа не поступило. «Но внимание, думаю, есть. Хотя бы судя по тому, что на одном из совещаний Дмитрий Анатольевич на предложение не давать денег животноводам и птицеводам ответил так: «Приморью помочь надо, но обещанные деньги надо отдать». А затем Путин заявил: «Все, что обещано крестьянам, – отдать!» Я оптимист и считаю: деревня умирает последней!» – говорит Юрий Трусов.

«В августе 2010-го в стране тоже был неурожай. Но все прошло без шума. Было другое правительство, и оно приняло эмбарго на экспорт зерна. Плюс интервенция. Фабрики получали зерно из фонда, а его цены регулировало правительство. Сейчас же интервенции были только в декабре. А материальная помощь – через год и два месяца. Только вот она уже пошла на поминки», – резюмировал председатель областной общественной палаты.

Для того чтобы избежать дальнейшего роста цен на яйцо, поясняют производители, необходимо увеличить объем компенсационных выплат, поскольку направляемые сегодня средства господдержки восполняют лишь восьмую часть всех потерь, возникающих не по вине птицефабрик.


fedpress.ru




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.